Маржинальность считается одним из важнейших показателей для любого рода бизнеса. Этот показатель говорит о том, насколько успешно бизнес занимается продажей своих услуг или товаров. Также показатель дает понимание того, сколько денег бизнес зарабатывает на каждой продаже товара или услуги. Очень часто понятие маржинальности путают с терминами наценка и маржа. В этой статье будет представлен подробный обзор этих понятий и разбор отличий между ними.
Маржа может также называться маржинальной прибылью, этот параметр говорить о разнице между выручкой бизнеса и переменными расходами. Так можно понять, какое количество денег бизнес получает от реализации товаров или услуг.
Стоит рассмотреть сопутствующие понятия:
Маржа указывается в денежном выражении, в России чаще всего это рубли. Маржа не может продемонстрировать общую эффективность работы компании, но она требуется для расчета прочих важных показателей. Для понимания общей эффективности бизнеса потребуется вычислить маржинальность, а также маржинальную рентабельность.
Показатель маржинальности выражается в процентах, это соотношение маржи к выручке. Определяется маржинальность по формуле: маржа/выручка*100%. Показатель говорит о том, насколько эффективно компания продает свои услуги ли товары. Если говорить очень просто, то показатель говорит то том, какое количество прибыли присутствует в каждом заработанном бизнесом рубле.
Для лучшего понимание стоит рассмотреть пример. Предположим, что в первый месяц выручка компании составила 700000 рублей, при этом переменные расходы компании составили 340000 рублей. Следовательно, маржа месяца составляет 360000 (700000-340000) рублей. В следующем месяце выручка составила 980000 рублей, при переменных расходах в 520000 рублей. Маржа этого месяца равна 460000 (980000-520000) рублей. Маржа второго месяца больше, чем первого, следовательно, во втором месяце компания отработала эффективнее, но эти показатели все еще не позволяют судить об общей эффективности работы. Для этого стоит вычислить маржинальность:
Здесь уже получаются более интересные результаты, несмотря на то, что маржа второго месяца превышает маржу первого, маржинальность второго месяца ниже, чем у первого на 4%. Следовательно, эффективность работы компании снизилась на 4%. Стоит отметить, что маржинальность может иметь и отрицательное выражение, такое можно наблюдать, когда доход компании ниже себестоимости выполненных услуг или изготовленной продукции.
Эти показатели имеют разные определения:
Если маржинальность указывает на то, сколько в каждом заработанном бизнесом от продажи услуг и товаров рубле содержится прибыли, то наценка говорит о том, сколько за каждый потраченный (на реализацию услуги или выпуск продукта) рубль бизнес получает прибыли.
Наценка, как и маржинальность, выражается в процентах. Рассчитывается: маржа/переменные расходы*100%. Также наценку можно представить в виде определенного процента, который добавляется к себестоимости некого продукта или услуги. Если маржинальность никак не может превышать 100%, то наценка может быть любой, она определяется непосредственно компанией.
Для лучшего понимания стоит рассмотреть пример. Предположим, что предприниматель закупает товар на сумму в 300000 рублей, а продает на сумму 1000000 рублей. Маржа здесь будет составлять 700000 (1000000-300000) рублей. Маржинальность бизнеса на этом этапе составит 700000/1000000*100% = 70%. Наценка составляет 700000/300000*100% = 233%. Последнее указывает на то, что предприниматель добавил 233% к себестоимости продукции.
Маржинальность относится к тем показателям, которые позволяют контролировать и оценивать работу любой компании или предпринимателя. Для лучшего понимания ситуации с эффективность работы показатель, как правило, рассматривают не отдельно по периоду, а в динамике, например, рассчитывают его несколько месяцев подряд, а после чего сравнивают показатели по разным месяцам.
Эти изменения могут говорить о следующем.
Для контроля маржинальности бизнеса небольшого масштаба вполне можно обойтись доступными простыми электронными таблицами, например, Гугл или Эксель. Крупные компании, как правило, применяют для контроля маржинальности специализированные программы финансового учета, например, 1С.
Любые услуги и товары можно разделить на три категории относительно их маржинальности.
Существует несколько разновидностей маржи, разные виды востребованы в различных сферах деятельности. Стоит кратко рассмотреть основные виды.
Маржа представляет собой разницу между выручкой и расходами (переменными). Она может быть представлена в различных разновидностях, каждая из которых активно применяется в своих сферах деятельности. Непосредственно показатель маржи не отражает полностью степень эффективности бизнеса, однако маржа позволяет определить маржинальность. Последний показатель уже может полноценно продемонстрировать эффективность работы компании или предпринимателя.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.