Если говорить простыми словами, копирайтер — это тот, кто пишет уникальные тексты. Это могут быть информационные статьи, исследования, рекламные материал, гайды, обзоры, пользовательские мнения и даже художественная литература. И последняя упомянута в конце списка не случайно, — стихи, детские рассказы и иное творчество с профессиональным копирайтингом имеет мало общего. Это нужно понять тем, кто боится пробовать из-за недостаточного, по собственному, мнению писательского таланта. Копирайтер — это работа, навык, набор знаний и умений, для которых дар Божий лишним не будет, но и обязательным не является. Всем приемам можно научиться.
Копирайтеру платят не за сам текст. Ценность материала составляет вызываемое им действие, — качественное описание продающегося шкафа должно рождать у аудитории желание немедленно замерить угол прихожей, рассказ о приюте для собак — мчаться за кормом, а инструкция по ремонту окон — звонить мастеру или браться за отвертку (в зависимости от поставленной в ЦУ (целеуказание) задачи. Текст должен цеплять, продвигать, заставлять подписаться на рассылку и в итоге обеспечивать продажи, о какой бы форме подачи материала не шла речь. Копирайтер должен уметь создавать текст, который было бы интересно читать.
Связывать копирайтинг исключительно с сетью Интернет — тоже ошибка. Да, учитывая полный переезд бизнеса в онлайн, большинство материалов готовится именно для сайтов и социальных сетей. Даже каталоги, которые еще 10 лет назад были бумажными, теперь распространяются в виде приложений и ссылок. Но текстовый материал используется во всех сферах. Копирайтеры пишут:
Главная особенность копирайтинга для интернет-сферы — обязательная уникальность текста. И снова стоит отмести сомнение «А что нового я могу сказать миру?» Уникальность в случае райтинга — только технический показатель. Если на баннер или в напечатанную книжку можно поместить материал, скопированный из другого источника (не защищенного авторскими правами или по согласованию с автором), то поисковым роботам сети интернет нужны только новые материалы. Только такие будут выводиться на первые строчки по запросам и попадать на глаза потенциальным клиентам. И именно поэтому коммерческих райтеров (писателей) принято называть «копирайтерами», намекая на знак авторства в тексте. На практике это может быть пересказ на основе переданных разработчиком или продавцом характеристик, переработанный чужой материал или компиляция собранной в сети информации. Главное, чтобы этот текст нравился и роботу-поисковику, и заказчику (тому, кто непосредственно платит), и потенциальному читателю.
Еще одно открытие, ожидающее начинающего райтера, — объем материалов, которые написаны под чужим именем. Неискушенный человек может не задумываться, что швея или массажист вряд ли настолько грамотно пишут, чтобы красиво подать свою услугу, а представителю крупной сети отелей некогда рассказывать об особенностях кухни каждого. Интернет-магазинам требуются миллионы описаний товаров, а для продвижения желательны и положительные отзывы, на которые реальных клиентов (даже самых восторженных) сложно стимулировать. В итоге оказывается, что нанятыми авторами создаются:
Редкие действительно авторские работы с фото и видео в сети тоже есть, и даже они часто созданы на заказ. Они стоят значительно дороже переработанного материала, так как требуют дополнительных навыков и глубокого понимания темы. Авторам, которые занимаются только написанием, достаточно поверхностного изучения и умения работать с материалом. Именно поэтому большинство копирайтеров достаточно универсальны, — могут писать и о природе, и о технических характеристиках разных клеев для ламината. Узкие специалисты, удачно нашедшие своего заказчика, могут рассчитывать на более высокий ценник.
Открытием может стать и факт, что не все копирайтеры работают удаленно. Многие агентства предпочитают держать штат в офисе, чтобы контролировать включенность специалиста в работу. Они же предпочитают и почасовую оплату, которую сами копирайтеры не любят. Более распространенные форматы работы:
В первом и третьем случае работа часто будет разноплановой, в агентство обращаются представители разных направлений бизнеса. Проектная работа напрямую может обеспечить занятостью по конкретному профилю на годы.
Копирайтинг — такая же профессия, как и все остальные. Опытные грамотные специалисты, сумевшие себя выгодно «продать», зарабатывают больше. Новичкам мешают отсутствие портфолио и рекомендаций, а также фактический недостаток опыта. Зарплату копирайтера принято рассчитывать в знаках или текстах. Средняя ставка среднего, работающего на потоке автора — $1-2 за тысячу знаков (на лист Word входит 2,5 тысячи знаков). Узкий специалист или хорошо разбирающийся в теме за тот же объем может получить $10-20 именно за счет возможности привести уникальные данные и точные выкладки, которые в сети найти сложно).
Увеличивают ценник и сами опытные копирайтеры, предлагающие текст более высокого качества, — не только уникальный и грамотный, но и эффектно оформленный, заранее сверстанный для публикации, сео-оптимизированный. Такие специалисты уже редко выставляют ценник за объем знаков, предпочитая оплату именно за текст. Стоимость одного материала может доходить до $1 000 за 10-12 тысяч знаков.
Другие расценки и у авторов коротких постов для социальных сетей. Поместить в компактную форму всю нужную информацию и эмоции — отдельное искусство. За пост начинающему SMM-райтеру могут платить 300-500 рублей, а за ежедневное пополнение ленты под ключ — до 50 тысяч в месяц.
Именно из-за такого разбега трудно сказать, сколько именно зарабатывают копирайтеры. Фулл-тайм на агентство или перекупщика легко обеспечит среднюю зарплату по стране, при этом сам райтер может работать из любой глубинки, получая фантастическую по местным меркам зарплату. Небольшая подработка на 1-2 часа в день принесет соответствующие 5-10 тысяч рублей. С ростом практики и разбуханием портфолио ставка повышается. Опытные райтеры с навыками seo-оптимизации или владением иностранными языками реально могут выйти на заработки от 100 тысяч.
При дистанционной работе самый главный недостаток — отсутствие начальника. Как любому фрилансеру, райтеру приходится самому выделять время на поиск новых работодателей, составление графика и контроль нагрузки. Работа на агентство решает этот вопрос, но снижает зарплату, так как доход делится на большее количество участников цепочки (менеджера, редактора, корректора). Другие минусы:
К минусам уже нельзя отнести перспективы остаться без зарплаты, — достаточно оформить самозанятость и платить налоги. Отдельные биржи активно стимулируют это направление, а многие заказчики предпочитают работать с легальными счетами.
К плюсам можно отнести и постоянный спрос. Контент нужен и новым компаниям и уже работающим, обновляющим каталоги и сайты. Копирайтер никогда не останется без работы.
Главный навык — грамотность. Даже если она природная или получена в школе, придется детально вспомнить правила русского языка и дополнительно изучить основы онлайн-типографики. Пригодятся:
Беглый набор обязателен, но сверхскорости нужны только тем, кто рассчитывает зарабатывать на объемах. Авторам постов для соцсетей и лендингов (одностраничных рекламных сайтов) много писать не приходится. Им важнее чувство стиля и уверенное владение профессиональными инструментами и сервисами.
Первой в закладках автора должна появится Орфограммка (orfogrammka.ru) — онлайн-сервис, который не только выделяет ошибки, но и поясняет их. Так повышается и собственная грамотность и общая чистота текста. Встроенной автопроверки в Ворде недостаточно, — эти настройки часто ошибаются. Аналоги автоматической проверки грамотности есть и на биржах text.ru/spelling, advego.com/text, но они не приводят правило.
Поиск ключевых слов wordstat.yandex.ru пригодится тем, кто хочет предложить заказчику не только сам материал, но и его сео-оптимизацию (улучшение позиции поисковой выдачи). Это можно считать переходом на следующую ступень мастерства. Совсем новичкам пригодиться и забавный тренажер быстрой печати от Петра Панды petr-panda.ru/znakopanda_rus/, — для тех, кто получает деньги за килознак, скорость необходима и десятипальцевый метод придется освоить.
Тот, кто способен написать или даже рассказать, о том, как он провел выходной и заработать пару лайков в социальной сети, уже может считать себя потенциальным копирайтером. Предложения сделать подобные отзывы для туристических баз и магазинов можно найти на любой бирже фриланса. Тот, кто может понятно по телефону рассказать хороший способ чистки паркета от маркера или профессионально занят в сфере образования, тоже может себя к таковым отнести. Осталось только оформить эту информацию в виде текста и продать в магазине готового контента.
Но давайте будем честны, — на практике все не так просто и путь к действительно достойному заработку значительно сложнее. В первую очередь придется:
Это все можно делать самостоятельно и бесплатно методом проб и ошибок, — без них никак, потому что в обязанность заказчика не входит обучение и коррективы. Он хочет получить готовый и качественный материал. Можно брать простые заказы с бирж , внимательно читать ТЗ, и выполнять, прислушиваясь к замечаниям. Можно найти вакансию для новичка, влиться в коллектив агентства контента на минимальные гонорары, — нагоняи от редактора позволят быстрее выйти на хороший уровень. Средний выход на стабильный достойный заработок в этом случае займет 2-3 года.
Какое бы ни было отношение у опытных райтеров к курсам, сложно отрицать их пользу для новичков. Инструктора сразу дают конкретные и актуальные шаблоны и сервисы, делают конкретные замечания по готовым работам, исправляя персональные особенности речи. Уже за время обучения начинающий копирайтер может попробовать себя в разных стилях и пройти первый этап поиска ниши за считанные дни. Наработанное портфолио можно смело использовать и при работе с потенциальными клиентами в будущем. Курсы не дадут поток клиентов и гарантий крупного контракта. Они дадут возможность исключить ошибки, ускорить процесс переквалификации, уменьшить период работы на минимальной ставке. Срок выхода на среднюю зарплату в этом случае сократится до 4-6 месяцев, — наработка скорости печати в любом случае приходит только с опытом.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.